Лечение рубцов и растяжек

Рубцы, образовавшиеся на месте заживления разного рода ран, довольно часто требуют лечения и коррекции — как по линии дерматолога, так и косметолога.

При этом коррекция рубцов нередко вызывает определенные затруднения, вызванные разнообразием видов рубцов, индивидуальными особенностями организма человека, а также некоторыми сопутствующими лечению факторами.

Все процедуры по лечению рубцов в нашей клинике проводят высококвалифицированные дерматологи и косметологи.

Как правило, форма, местоположение и причина образования рубца не играют особой роли в его лечении, в то время как рельеф рубца относительно уровня кожи является основным фактором, учитывающимся косметологом при выборе методики лечения. Нормотрофические рубцы чаще всего вообще не требуют сложной коррекции (максимум — косметической маскировки). Гипертрофические рубцы без особых проблем поддаются иссечению и шлифовке, а келоидные после иссечения могут разрастись в 1,5–2 раза.
  • Показания для лечения и коррекции рубцов:

Показания для лечения рубцов косметологи и дерматологи условно делят на две группы:

• Дерматологические медицинские показания — когда наличие рубца влечет за собой различные функциональные нарушения: затруднено движение конечностей, происходит выворот века, возникают трудности с открыванием/закрыванием рта и т.д.;
    • Косметические показания — когда наличие рубца не влечет за собой функциональных нарушений, а является косметическим дефектом и вызывает чувство психологического дискомфорта, особенно если рубец имеет патологический вид и располагается на открытом месте.

Сразу после заживления раны коррекция рубцов дерматологами не рекомендована и проводится лишь по исключительным медицинским показаниям, так как велик риск проблемного заживления послеоперационной раны и нежелательного косметического эффекта. В большинстве случаев коррекция рубцов проводится спустя 1–2 года после травмы (но не ранее 6 месяцев — примерное время образования рубца), когда рубцовая ткань полностью сформируется, сам рубец станет менее чувствительным, а предполагаемый косметический эффект более желательным.

• Лечение рубцов:

Если образование рубцов вызвано каким-либо заболеванием, то прежде, чем заняться коррекцией рубцов, необходимо провести лечение того заболевания, которое вызвало их появление (акне, красный плоский лишай, фурункулез, красная волчанка и т.п.).

• Основные методы коррекции рубцов:

К числу основных способов лечения и коррекции рубцов косметологи относят:

• Пилинг, дермабразия, микродермабразия (очистка кожи механическим, химическим способом или с помощью ультразвука);
    • Лазерная шлифовка кожи (разновидность пилинга с применением медицинского лазера);
    • Физиотерапия (воздействие на организм разнообразными физическими факторами — ультразвуком (фонофорез), электричеством (электрофорез) и т.д.;
    • Криомассаж и криодеструкция (обработка рубцов жидким азотом);
    • Инъекционная терапия (мезотерапия);
    • Хирургическое иссечение рубцовой ткани в клинике пластической хирургии.

В некоторых случаях наиболее эффективна комплексная методика коррекции рубцов с использованием разных технологий. Для коррекциинормотрофических, атрофических и гипотрофических рубцов косметологи используют такие методы, как криомассаж, фонофорез, лазерная шлифовка, вакуумный массаж, пилинг, дермабразия.

Коррекцию гипертрофических и келоидных рубцов эффективно проводить с помощью криодеструкции, электрофореза, фонофореза, рентгенотерапии, мезотерапии. Однако закрепление методик коррекции за теми или иными рубцами остается достаточно условным. В любом случае окончательное решение о способах лечения рубцов должен принять квалифицированный дерматолог или косметолог на основе анамнеза.

Применение хирургического иссечения рубцовых тканей зависит от клинической ситуации и индивидуальных особенностей организма. Некоторые разновидности рубцов вполне успешно корректируются с помощью разного рода мазей и кремов, применение которых ведет к сглаживанию рубцовой ткани и выравниванию кожи.

• Косметологи напоминают, что некорректно подобранные методы лечения рубцов могут вызвать такие нежелательные последствия, как:

• Гиперпигментация;
    • Стимулирование роста доброкачественных опухолей на месте рубца;
    • Повреждение окружающих рубец тканей;
    • Инфицирование тканей рубца;
    • Долгое заживление раны после процедуры.
  • Лечение рубцов лазером:

Лазерная коррекция рубцов считается сегодня специалистами-косметологами одним из наиболее распространенных и эффективных способов устранения этого косметического недостатка кожи либо его сглаживания. С помощью лазера, как правило, производится коррекция больших нормотрофических или атрофических рубцов на наиболее заметных участках кожи (лицо, шея, область груди и декольте, кисти рук). Лечение рубцов осуществляется с помощью углекислого или эрбиевого медицинских лазеров. Суть методики заключается в том, что дозированное лазерное излучение, проникая в поверхностный слой кожи, удаляет излишки соединительной ткани и частично окружающую их кожу, выравнивая тем самым поверхность кожи вокруг рубца и стимулируя рост новых здоровых клеток кожи, призванных заменить удаленные ткани. Операция проводится врачом-косметологом под наркозом (большие рубцы) или местной анестезией (небольшие рубцы), ее длительность зависит от размера рубца, его формы и расположения.

• Побочные эффекты после процедуры достаточно редки:

• Сразу после операции некоторое время наблюдается временное покраснение кожи;
    • В случае некорректной дозировки излучения возможна избыточная пигментация обработанных участков кожи.

Сразу после операции пациенту рекомендуется некоторое время носить специальное гидрогелевое и сетчатое раневое покрытие, защищающее рану от попадания инфекции и стимулирующее заживление раны благодаря антибактериальной пропитке. Госпитализация пациента при данной операции, как правило, не требуется.
    Первые положительные изменения видны уже спустя 1–2 недели после лазерной коррекции рубцов. Окончательный эффект достигается спустя 3–6 месяцев. В течение этого времени косметологи рекомендуют избегать прямого солнечного излучения, чтобы не образовались участки кожи с нарушенной пигментацией. В связи с повышенным риском постоперационной пигментации кожи летом данная процедура проводится очень редко.

• Лечение рубцов с помощью криодеструкции:

Криодеструкцию дерматологи и косметологи описывают как весьма эффективный способ коррекции гипертрофических и келоидных рубцов, существенно выступающих над естественным уровнем кожи.
    Данный метод лечения рубцов по сути представляет собой глубокий ожог холодом с помощью жидкого азота, который наносится на рубец ватным тампоном-апликатором, разрушает рубцовую ткань изнутри и стимулирует образование здоровой кожной ткани. Воздействие азотом врач-косметолог производит в течение нескольких минут в зависимости от сложности клинической ситуации. В первые дни после процедуры возможно образование отека и пузырей на месте рубца. Через 5–7 дней пузыри вскрываются с выделением серозной жидкости, после чего начинается заживление раны. В целом воспалительный процесс длится около 3 недель. Окончательный результат достигается спустя около полугода после процедуры. Если у человека имеется генетическая предрасположенность к образованию гипертрофических рубцов, то возможен
    их рецидив спустя какое-то время.

Тем не менее более чем в 60–70% данная методика дает вполне успешные результаты.